Отдел по благотворительности и социальному служению Московской митрополии Отдел по благотворительности и социальному служению Московской митрополии

Семинар "Школа общения"

Благочиние МЕ (архив):
Павлово-Посадское
Семинар "Школа общения"

9-10 апреля 2013 года в Никитском Бывалинском храме прошло плановое благочинническое мероприятие, посвященное теме общения. «Школа общения» - серия теоретических и практических семинаров, подготовленных методистами благотворительного фонда «Берега». Заранее на все приходы благочиния и в управление социальной защиты Павлово-Посадского района были разосланы приглашения со списком докладчиков и расписанием семинара. Приглашались заинтересованные лица из числа педагогов и социальных работников.

Специалисты фонда - Наталья Владимировна Пономарева, научный сотрудник методического кабинета Миссионерского факультета, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина МФ, руководитель Центра духовного просвещения Синодального Отдела тюремного служения, и методист Светлана Андреевна Захарова приехали в Бывалино 9 апреля, чтобы провести занятия с «никитятами».

Основная часть семинара проходила 10 апреля в помещении школы детского творчества «Шмель», где все прибывшие могли, кроме основной цели визита, еще и ознакомиться с произведениями детского творчества (это и лоскутное шитье, и изделия из дерева, и декупажные работы, и квиллинг), некоторыми фотографиями из жизни младшей части прихода, работой самой школы, посмотреть видео из приходского архива. Те, кто пришел заблаговременно, даже успели попить чайку с пирожками.

На мероприятии присутствовали представители местного телеканала «Православный Павловский Посад».

Открыл мероприятие на правах хозяина настоятель храма игумен Амвросий (Шевчук). Традиционно поприветствовав собравшихся, он немного рассказал о предстоящем мероприятии, раздал некоторую печатную информацию, рассказал о взаимодействии прихода с фондом «Берега».

Затем деятельность фонда подробнее осветил Президент «Берегов» Карпуненков Сергей Владимирович. Слушатели узнали, кому, почему и как помогают в этой организации; что нужно сделать, чтобы самим получить поддержку ее специалистов; каждый получил красочный рекламный буклет. Фонд оказывает помощь исключительно негосударственным учреждениям по одной простой причине - социализация воспитанников таких учреждений гораздо выше, по сравнению с государственными. На сегодняшний день фонд оказывает помощь по нескольким основным направлениям: методическому, педагогическому, юридическому, информационному и финансовому. Большим достижением «Берегов» является возможность участия в законотворчестве на уровне как области, так и Федерации. Сергей Владимирович рассказал о выпущенной фондом книге «В помощь детям-сиротам. Краткий обзор законодательства субъектов Российской Федерации по мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сказал, где можно найти материалы этого издания. Отдельно доступен для скачивания раздел по законодательству Московской области в области поддержки детей-сирот. В докладе прозвучала информация о взаимодействии фонда «Берега» и Детского корпуса «Никита».

О возможности привлечь финансовые средства для деятельности прихода поведал юрист того же фонда Волков Игорь Геннадьевич. Сказав несколько слов о благотворительных фондах вообще, докладчик подробнее остановился на грантовом конкурсе «Православная инициатива», проводимом ежегодно фондом Серафима Саровского.

Начальник Павлово-Посадского Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области Владимир Иванович Кондрашкин рассказал о взаимодействии с благочинием, о востребованности социально направленных служб в наше время. Выступающий сообщил, между прочим, приятную для хозяев новость: Министром соцзащиты области В.И. Лагункиной было дано распоряжение перечислить финансовые средства, ежегодно выделяемые путем благотворительной однодневной работы всех сотрудников социальной сферы области, в НУСО «Детский корпус «Никита».

Затем начался собственно обучающий семинар, очень профессионально проведенный методистами фонда «Берега» Н.В. Пономаревой и С.А. Захаровой.

Первая часть раскрывала тему «Правила общения». При помощи зала были озвучены некоторые правила общения, затем посадив в центр кружок добровольцев эти правила были тут же опробованы на практике. Группе было предложено за определенное время обсудить тему «Привлечение молодежи на приход». «Первый блин» получился «комом» - участники забыли о правилах общения: говорили одновременно, не слушали друг друга, не все смогли высказаться, часто уходили от темы, которую, собственно, каждый понимал по-своему, не было единого мнения. Следующий опыт был более удачным, но все же содержал недочеты и ошибки. Самой удачной и плодотворной была третья попытка, где участники старались максимально соблюдать правила общения. Те, кто выступал в роли зрителя, со стороны внимательно наблюдали за происходящим, давали свои комментарии и оценки. Ведущие подытожили результаты опытов, наглядно продемонстрировав эффективность работы при соблюдении весьма несложных правил и регламента. Они дали советы как правильно организовать дискуссионный клуб на приходе, как работать с такой формой общения как дискуссия.

Затем, уже с участием всех присутствующих, был продемонстрирован прием работы с группой «Три стены». Для этого взяты два утверждения «стерпится-слюбится» и «главное, чтобы была любовь». Присутствующим было предложено разделиться на три группы: первая - те, кто согласен с первым утверждением; вторая - со вторым; и третья - те, у кого иное мнение. На представленном примере наглядно можно увидеть, что у любого предмета есть свои границы: середина и две крайности. Как правило, в процессе выслушивания сторон, может поменяться мнение участников с самого крайнего ближе к середине и даже на противоположное - здесь все зависит от ораторских способностей сторон и умения убеждать.

Закончив упражнение, участники отправились на обед, где продолжилось обсуждение полученной информации. После великопостной трапезы предстояло еще одно отделение семинара - «Чувства».

Наталья Владимировна и Светлана Андреевна рассказали, что такое чувства, какие они бывают, как они появляются, сколько чувств человек может испытывать вообще и одновременно, как научиться распознавать и контролировать свои чувства (ведь главное для христианина - борьба со страстями, а страсть - это чувство без границ, в своем крайнем проявлении).

Оказывается, если чувство возникает, то оно не исчезает никуда бесследно, оно обязательно должно найти выход. А каким будет этот выход - зависит от самого человека, от его умения распознавать свои чувства и правильно их контролировать, направлять «энергию в нужное русло». Если какое-либо чувство не нашло выход, оно будет расти, и справиться с ним, выросшим порой до неимоверных размеров, уже гораздо сложнее…

Существует несколько основных способов выражения чувств. Некоторым необходима поддержка извне, так как они самостоятельно не могут определить и выразить свои чувства.

Социальная работа постоянно сталкивается с проблемой выражения чувств: ведь зачем обращаются люди - чтобы получить помощь. И помощь эта в большинстве случаев заключается не только и не столько в материально-финансовой сфере, сколько в сфере чувств, то есть в области духовной. За духовной поддержкой люди приходят и в храм. Даже если человек пришел с каким-либо недовольством, еще не значит, что он так плохо думает или такой плохой - ведь ОН ПРИШЕЛ В ХРАМ! Может быть, и чаще всего именно так и происходит, он просто не умеет распознавать и управлять своими чувствами (которые не получая выхода может быть очень долго копились и росли), и стоит немного ему помочь - как агрессия и негатив сами собой уйдут - человек получит облегчение и легкость. Ведь в полный сосуд невозможно что-то долить - жидкость непременно выльется наружу. А вот если сосуд опустошить - то его можно будет наполнить совсем другим содержанием.

Эта информация очень важна не только для педагогов и социальных работников, но и для любого верующего человека - чтобы в трудную минуту не оттолкнуть от себя ближнего, пришедшего за помощью, и, тем более, не усугубить его положения, не навредить. Ведь не всегда пришедший в храм человек обращается к священнику или миссионеру.

Ведущие демонстрировали всю информацию собственными примерами и живым общением с участниками семинара, вызывая добровольцев и моделируя иллюстрируемую ситуацию.

В заключительной части семинара была предложена тема конфронтации, то есть правильного «проведения» ссоры. Выяснение отношений человеку, умеющему контролировать свои чувства, не нужно проводить в неприятной обстановке, на повышенных тонах - необходимо грамотно преподнести свое отношение к противнику, создавшейся проблеме и предложить пути ее решения.

В заключение был проведен блиц-опрос участников о прошедшем мероприятии. Несмотря на всю видимую пользу предприятия, были и замечания и неприятие некоторых моментов предложенных приемов работы. Кому-то не понравилось высказывание ведущих о том, что в группе, (исходя из слов Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»), присутствующий незримо Господь Сам исправит тех, кто неправ или заблуждается; кого-то не устроила подчеркнуто-вежливая форма общения, напоминающая вербовщиков в «Орифлейм» и секты; кому-то показалось неприемлемым выражение «волшебная формула общения». Но основные отзывы были положительными: каждый взял из преподнесенной информации что-то для себя. Многие подсознательно, не зная формул, уже ими пользовались. Все замечания и предложения были выслушаны методистами фонда «Берега» и приняты к сведению.

А в тот же день вечером Н.В. Пономарева и С.А. Захарова вновь отправились к воспитанникам детского корпуса, чтобы и с ними поделиться столь необходимой в жизни полезной информацией и научить детей корректно общаться и решать возникающие проблемы.

Сердечно благодарим специалистов фонда «Берега» за содержательную, интересную и полезную встречу.

Семинар "Школа общения" 0Семинар "Школа общения" 1Семинар "Школа общения" 2Семинар "Школа общения" 3Семинар "Школа общения" 4Семинар "Школа общения" 5Семинар "Школа общения" 6Семинар "Школа общения" 7Семинар "Школа общения" 8Семинар "Школа общения" 9Семинар "Школа общения" 10Семинар "Школа общения" 11