Отдел по благотворительности и социальному служению Московской митрополии Отдел по благотворительности и социальному служению Московской митрополии

Социальное служение в жизни Церкви

Место социального служения в Священном Писании и Предании Церкви

Важнейшая задача христианина заключается в практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39).

Социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и финансируемая Церковью или с помощью Церкви деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся.

Ветхий Завет неоднократно указывает на богоугодность благотворения (Втор. 16,9-10), которое прямо связывается с почитанием Творца (Притч. 14,31), избавляет от смерти (Тов. 4,10; 12,9) и очищает всякий грех (Тов. 12,9; Дан. 4,24). Милостыня ставится в один ряд с молитвой, жертвой и постом (Тов. 12,8; Ис. 58,6-7).

В Священном Писании Ветхого Завета говорится о помощи бедному (Иов 29,16; Лев. 25,35; Втор. 15,7-11 и др.); долге накормить голодного (Тов. 1,17; Ис. 58,7 и др.); напоить жаждущего (Притч. 25,21); одеть нагого (Тов. 1,17; Ис. 58,7); помочь больному и калеке (Иов 29,15; 2 Мак. 8,28); поддержать вдову и сироту (Иов 29,12-13; 31,16-17; Притч. 31,8 и др.); оказать гостеприимство бездомным и странникам (2 Цар. 17,27-29; Ис. 58,7); позаботиться об узниках (Ис. 58,6; 61,1) и т. д. Благочестивым людям предписывается подавать неимущим (Лев. 19, 9-10) или беспроцентно давать в долг (Лев. 25, 35-37; Втор. 15,7-11). Однако понятие «ближнего», в отношении которого следовало осуществлять благие дела, ограничивалось рамками народа израильского (Втор. 15,3,7-11; Исх. 22,25-27; Лев. 25,35-37; Втор. 23,20).

В Новом Завете диакония – это деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви, заповеданной Спасителем: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35). Любовь к ближнему – священное призвание и нравственный долг христианина (Ин. 13,34), ибо на Страшном Суде Бог спросит каждого, совершал ли он дела милосердия (см. Мф. 25,40).

Вместе с тем, социальное служение Церкви не может ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10,30-37).

История Церкви с самых ранних апостольских времен свидетельствует о ее широком  социальном служении. Так уже в книге Деяний и посланиях Апостолов мы встречаем свидетельства систематической заботы о неимущих (Деян. 6,1-6; Деян. 9,39) и рекомендации по ее устроению (2 Кор. 8,1-24; 1 Тим.5,16;).

С эпохи раннего христианства до настоящего времени епископские кафедры, монастыри и приходские общины остаются важнейшими центрами социального служения и вспомоществования страждущим, больным, неимущим.

Среди святых, прославляемых Церковью, есть особый чин бессребреников – тех, кто кроме внутреннего духовного подвига нес крест безвозмездного служения ближним.

В Русской Православной Церкви особо почитаются святые миряне, совмещавшие в своей жизни служение Отечеству с организацией жертвенных дел милосердия, например, святой князь Владимир Креститель, супруга благоверного князя Димитрия Донского Евдокия (в иночестве Ефросиния) Московская, новомученица Великая княгиня Елизавета и многие другие.

Проповедь православной веры народам, входящим в состав России, обычно начиналась с дел милосердия и организации на местах разнообразных видов социального служения, причем сами просветители-миссионеры, как правило, личным примером являли не только чистоту жизни, но и организаторские способности. Именно так осуществляли проповедь Христа святители Стефан Пермский, Макарий (Невский), Иннокентий (Вениаминов).

В тяжелейших условиях гонений ХХ века верные чада Православной Церкви, клирики и миряне, несмотря на репрессии и запреты, продолжали тайно осуществлять социальное служение ближним как в тюрьмах и лагерях, так и на приходах.

Милостью Божией после прекращения гонений за последние 20 лет Русская Православная Церковь, вернувшись к широкомасштабной свободной деятельности в области социального служения, накопила достаточный потенциал для реализации систематических программ в данной области.

Представленные методические рекомендации являются обобщением практического опыта построения социального служения на приходах Московской областной епархии.

Опыт социального служения и благотворительности св. прав. Иоанна Кронштадтского

Яркий пример социального служения и благотворительности являет собой жертвенное служение людям св. прав. Иоанна Кронштадтского. Его более чем полувековое священническое служение (1855-1909) проходило в Кроштадте, который был в то время местом административной ссылки мелких преступников (воришек, пьяниц, бродяг и т. п.): Город был переполнен беднейшим людом при полном равнодушии к  этой ситуации большинства представителей богатых сословий.

Отец Иоанн сам пошел к этим падшим, несчастным, отринутым людям. Он стал посещать их убогие жилища, беседовал с бедняками, утешал, ухаживал за больными, оказывал им материальную поддержку, зачастую раздавая им все свое жалование, так что епархиальное начальство принуждено было выдавать деньги его супруге. Вначале окружающие не понимали подвига св. Иоанна, смеялись над ним, даже преследовали, но он все превозмог своим подвигом веры и любви.

Неколебимое убеждением о. Иоанна заключалось в том, что «нужно любить всякого человека и в грехе, и в позоре его». «Не смешивай человека – это образ Божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий – все-таки в нем остается» (О. Иоанн (Сергиев). ПСС. – СПб., 1892. – Т. II. С. 135).

Постепенно кронштадтцы прониклись уважением к благотворительной деятельности о. Иоанна и стали откликаться на его призывы соучаствовать в ней. В 1872 году значительный отклик вызвало опубликованное в «Кронштадтском вестнике» обращение св. Иоанна «Ко всем жителям, имеющим какое-либо состояние»: «Братья мои, кого интересует благо человечества, пусть соберутся и сплотятся в дружное общество, и будем посвящать свои досуги и собирать нравственные и материальные силы сограждан на приискание дома трудящихся и на снабжение его потребными вещами, также и на устройство ремесленного училища». В результате инициативы о. Иоанна и содействия кронштадтцев, в 1874 г. было создано при Андреевском соборе приходское попечительство для помощи бедным.

С большими трудами создавался первый в России «Дом трудолюбия». В первый раз он сгорел из-за опасной близости увеселительных мест и преступного небрежения пристава, которого строго обличил о. Иоанн. Однако, когда этот же пристав за свои преступные дела попал под суд, то вызванный на суд св. Иоанн свидетельствовал в его пользу. «Осуди грех, а грешника не осуждай». «Дом трудолюбия» был открыт 12 декабря 1882 г. В нем о. Иоанн устроил рабочие мастерские, где в течение года работало 25000 человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школу на триста детей, детский сад, сиротский приют, загородный дом для детей, бесплатное призрение для бедных женщин, народную столовую с небольшой платой и благотворительными обедами, бесплатную лечебницу, воскресную школу (Подробнее: Александр (Семенов Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. – Париж, 1990. – с. 39-43).

В 1888 г. благодаря заботам о. Иоанна был выстроен ночлежный дом, а в 1891 году – странноприимный дом. Ежедневно перед домом о. Иоанна выстраивалось до тысячи нищих, которым он раздавал деньги, достаточные для того, чтобы купить 4 килограмма хлеба на каждого. Социальная работа о. Иоанна доказывает несостоятельность мнения тех, кто считает, что Церковь должна заниматься только духовной работой и не заботиться о материальных нуждах своих чад.

Св. Иоанн Кронштадтский придавал огромное духовное и социальное значение христианскому образованию и воспитанию, особенно детей. Он писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского». С 1857 года св. Иоанн преподавал Закон Божий в городском училище, затем с 1862 года также и в классической гимназии Кронштадта. У него не было неспособных учеников, все любили его и ждали. Любовью и вниманием к детям он добивался того, чего нельзя было достичь угрозами и наказаниями.

Вся социальная деятельности св. Иоанна Кронштадтского начиналась в храме и имела молитвенно-литургическую основу. Известно, что почти каждый день он совершал Божественную Литургию. «Литургия – писал он, – постоянно повторяющееся торжество любви Божией к роду человеческому и всесильное ходатайство о спасении всего мира и каждого члена в отдельности. Во времена Литургии священник весь должен быть объят любовию к Богу и ближним, искупленным и Кровию Христовой».

Социальное служение о. Иоанна – это служение святости и собирания. Прав. Иоанн Кронштадтский начинал свои труды в Кронштадте почти с нуля, но благодаря многолетним подвижническим трудам, сопряженным с личным смирением и любовью к людям, силой Божией благодати он сотворил подлинные чудеса. «Все могу о укрепляющем меня Господе Иисусе».

Литература:

1. О. Иоанн (Сергиев). Полное собрание сочинений. – СПб., 1892.

2. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Собр. соч. в 6-ти томах. – Киев: Оранта, 2006.

3. Александр (Семенов Тян-Шанский), еп. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990.

4. Вениамин (Федченков), митр. Отец Иоанн Кронштадтский. – СПб., 2000.

5. Михаил, иеромонах. Отец Иоанн Кронштадтский. Полная биография. СПб., 1903.

6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях очевидцев. Сб. ред. Спасская Ю.М. – М., Отчий дом, 1997.

7. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1938 (переиздана в 1994).

Приложение: Слова, поучения и речи на высокоторжественные дни, храмовые праздники и разные случаи, связанные с социальным служением Церкви, произнесенные св. прав. Иоанном Кронштадтским в 1874-1901 гг.

i-kronshtadtskij-propovedi-rechi-slova.rtf 474 Кбскачан 108 раз
i-kronshtadtskij-propovedi-rechi-slova.pdf 1 Мбскачан 110 раз
2.73K