Православный детский корпус в наше время. Воспитательная работа
История
Православный детский корпус НИКИТА, а официально - Негосударственное учреждение социального обслуживания «Детский корпус НИКИТА» явился продолжением и естественным развитием Православного лагеря НИКИТА для детей-сирот и детей из многодетных и малообеспеченных семей, существовавшего с 1994 года. Главной задачей, которую ставили перед собой в ту пору создатели лагеря, была - накормить. Этому были посвящены годы деятельности лагеря. Все остальные вопросы шли дополнительно. Перестройка и последовавший дефолт унесли многие жизни, разрушили семьи, системы жизнеобеспечения государства и всей страны. На первое место вышли самые простые вопросы - жить, есть, одеваться и спать в тепле. Все это пришлось выполнять прихожанам Никитского храма по мере возможностей. С максимальной любовью и самоотдачей.
Контингент
В начале двухтысячных ситуация в стране стала меняться и сам круг детей, нуждающихся в поддержке и помощи, сменил свой формат. Это уже стали не только сироты, которых государство стало в большей и большей степени контролировать и опекать, и вполне успешно. Этот контингент стал наполняться многодетными, бездомными, попавшими в ипотеку, пострадавшими от «черных риэлторов», беженцами, детьми заключенных и психических больных, наркоманов и алкоголиков. Здесь произошло сокрытие из вида госорганов многих и многих проблемных ребятишек. Но они стали искать прибежище в НИКИТЕ.
Базис
Базой для размещения корпуса стал специально переоборудованный и перестроенный дом со спальнями, классами для занятий, санузлами и буфетом с кухней. Также стали использоваться дополнительные места для занятий и обучения - столярная мастерская, швейная, класс по печворку и квиллингу, компьютерный класс. Кроме того, дети обучаются правилам ухода за животными на подсобном хозяйстве храма, а те, кому разрешено врачами - еще и посещают конный клуб, более десяти лет действующий при храме. Также при детском корпусе в определенном режиме работает вокально-инструментальный ансамбль, воспитанники которого несколько лет назад заняли первое место на фестивале в Болгарии, обыграв команды Великобритании и Израиля.
Финансирование
Целиком и полностью от средств прихожан и благотворителей. Постоянная поддержка Епархии и лично Владыки-Митрополита позволила в этом году построить новый корпус на 40 мест, отделать его и открыть. Госбюджет в жизни корпуса не участвует, если не считать, что проекты Детского корпуса НИКИТА номинировались неоднократно на губернаторскую премию «Наше Подмосковье» и пару раз получили там премии. Многолетняя и значительная помощь, как финансовая, так и юридическая оказывается детскому корпусу от Благотворительного фонда «Берега», созданного корпорацией «АТОН». Ощутима спорадическая поддержка представителей современной культуры, эстрады, СМИ и Первого канала.
Персонал и сотрудники
Люди, которые за смешные зарплаты в 10-12 тысяч рублей посвящают себя нелегкому труду воспитания и поддержки бедствующих ребятишек, и, не надеясь на благодарность, истощают ими свое время, здоровье, таланты и жизнь. Большая помощь от волонтеров и прихожан храма, искренне желающих «поставить свою свечу» и внести свою лепту, причем, - не только финансовую, и не столько. Это часто - труд врачей и психологов, спортсменов и педагогов, водителей и юристов. Люди часто проводят свой отпуск, работая с детьми, посвящают этому свои выходные дни.
Обучение
В основном, в двух государственных школах, находящихся на территории прихода, с которыми существуют тесные многолетние связи и сотрудничество, а также - по показаниям - в коррекционной школе. Дополнительно в корпусе проходят занятия с репетиторами.
Летний отдых и каникулы
Некоторых воспитанников разбирают по домам опекуны и родители (если таковые имеются), к некоторым - не хотят уходить сами дети из-за отсутствия там нормальных условий проживания, отдыха и развлечения. В корпусе ранее существовала традиция вывоза воспитанников в Геленджик. Но после печальной трагедии в Крымске, которая коснулась и Геленджика, было решено больше не рисковать и отменить ежегодные организованные выезды к морю. Вместо этого решено вывозить детей на лето в Рязань, где прекрасная природа, раздолье, речки, экологически чистая продукция местных жителей, отсутствие автомобильного движения и раздолье для велосипедов.
Зимние каникулы загружены елками, концертами, аквапарком, а также исполнением социального служения - посещением ветеранов, престарелых, больниц и прочим.
Культурная программа
Паломнические поездки и посещение исторических мест. Московский Дом Музыки и Дом Актера. Большой театр. Программы Фонда «Дети России» и других благотворительных фондов. Поездки за границу. Содружество с Ассоциацией жен-послов Африки и воспитанниками Московской Французской школы. Общение с гостями фестивалей, проходящих при храме и волонтерами из разных стран. Мероприятия Первого канала.
Патриотическое воспитание
Воспитанники постоянно участвуют в мероприятиях, проходящих при храме и на базе его. Это военно-патриотические учения - Михаило-Архангельские игры, посвященные обороне столицы в 1941 году. Ледяной поход - в память о событиях Гражданской войны. Ночь памяти и скорби накануне 22 июня. Казачьи слеты и лагеря и конные походы. Громадным успехом у детей пользуется взаимодействие с нашими попечителями - ОМОНом МВД Москвы: экскурсии, встречи, совместные праздники и проводы бойцов на вахту на Северном Кавказе - все это не может не оставить следа в душе каждого мальчишки и девчонки. Часто проводимые беседы с офицерами полиции и спецвойск, общение с военнослужащими-контрактниками.
Воспитание
За почти двадцать лет работы с детьми мы твердо усвоили одно, но очень важное утверждение - надо общаться с детьми постоянно!
Не периодически и по настроению, не по возможности или между делом, а постоянно. Невзирая на усталость, занятость, Великий Пост или Пасхальную радость. Потеря контакта с ребенком, а особенно с ребенком нашего круга, ведет к разрыву отношений и невозможности их восстановления в дальнейшем. Это в семье отец для дитя - всегда - ПАПА, а мать - до конца дней - МАМА. Здесь же, где всем все понятно, а нашим воспитанникам, порой прошедшим огни и воды и повидавшим такое, о чем многие взрослые и не догадываются - им невозможно что-то внушить, пользуясь авторитетом «батюшки» или «матушки», заслугами прошлых лет или еще чем-то. Если солгал или несправедливо поступил, не оправдал возложенного на тебя доверия ребенка - можно уходить. Дальнейшее взаимодействие может и будет, но только внешнее. Ребенок подстроится под наставника (а это они умеют делать просто) и внешне будет выдавать «хорошо». А что там в нем - останется за семью замками и когда-нибудь, а порой - очень скоро вырвется наружу. И тогда мало никому не покажется!
Очень важное место в воспитательном процессе в Детском корпусе НИКИТА занимают традиции. Они разделяются на, как это ни парадоксально - традиционные и новаторские.
Первые. Утренние и вечерние молитвы (в специально подготовленном варианте, т.е. с сокращениями и включениями чего-то насущного из детской жизни и жизни корпуса). Также - перед едой и после неё. Перед отправлением в школу и в путешествие. Особые - на отдыхе и на водном отдыхе. Участие детей в постных подготовках к Святому Причастию. Самостоятельное чтение Евангелия вслух для всех. Изучение жития святых, участие в церковном хоре и занятия в Воскресной школе. Наличие «своих» святынек у каждого воспитанника - камушки с источников, четочки, Крестики, маслице и иконочки. Это все общеизвестное.
Второе. Постоянное общение с духовенством, не только Никитского храма, но и соседним. Особенно важно общение со старейшинами - игуменами, митрофорными настоятелями. Потрясающий эффект дают визиты Высокопреосвященнейшего Владыки Ювеналия - это запоминается, расхватывается на цитаты, вспоминается и ожидается с огромной радостью. Неспешные беседы с духовенством за чаем, на именинах в корпусе или на каком-либо детском празднике - так благодатны, что остается только сожалеть, что не у всех русских детишек есть такая возможность.
Ежевечерний Крестный ход всех воспитанников вместе с воспитателями, возникший также как традиция двадцать лет назад, несет на себе громадную нагрузку и имеет большой вес в распорядке дня и воздействии на «никитят». Во время Крестного хода право нести Крест и хоругви получают отличившиеся в хорошем смысле слова воспитанники, общее пение молитв и тропарей - объединяет всех тех, кто днем порой и согрешил против ближнего, обидел его. А последующее благословение у священника позволяет не только провести серьезную назидательную беседу в зависимости от необходимости, но и устроить «разбор полетов» с награждением отличников и осуждением «злодеев».
Весьма действенным оказался рожденный нами в начале девяностых метод борьбы с матерным лексиконом. У многих подопечных, часто соприкасавшихся с улицей и живших на ней он весьма и весьма богат и изощренен. Дети порой не ругаются, а просто говорят на этом языке. Кто-то с ним быстро расставался, как с чужеродным белком. Кто-то с трудом. А кто-то, порой и сознательно употреблял. Как было с этим бороться? Конечно, специалисты скажут - беседы, нравоучения и т.п. Но если нет времени, если все очень быстро, если ситуация может выйти из-под контроля? И тут мы решили воспользоваться словами святителя Иоанна Златоустого, который в одной из своих бесед, назидая прообраз наших матершинников, сказал, что негоже христианам сидеть даже за одним столом с человеком хулящим и злословящим, извергающим змей и бесов из уст своих. Слово было зачитано, зачитано неоднократно и применено к особо отличившемуся индивиду. Но как? А так. Неужели надо было всем выйти из-за стола и уйти из трапезной? Нет - они не согрешили. Просто вывели из-за стола и посадили на крылечке трапезной виновника торжества, и там он был должен доесть свой обед, на глазах у десятков детей. А это знаете - что-то… К слову сказать, за десятилетия существования Детского корпуса «Никита» этот метод применялся раза три-четыре. Достаточно было единичной обструкции и легендарного ее воспоминания в анналах истории корпуса и его легендах, которых множество.
Воровство
Оно неизбежно и пропитывает в той или иной степени всю детскую массу. Подходить к этому необходимо со взвешенных позиций. Вспышки негодования и крики на тему: «Как ты мог? Ты же в церкви живешь? Господь тебя накажет! (последнее самое убойное и совершенно нехристианское)» - здесь не являются основным в профилактике и разбирательстве. Каковы мотивы проступка? Этот грех происходит обычно по нескольким причинам. Первая - увидел - взял. Без особой нужды и причины. По наитию, настроению, своей импульсивности. Даже не подумал и не обдумал. Руки сработали быстрее мозгов. Другая причина - желание самоутверждения, доказательство собственной ловкости, хитрости, способностей. Еще одна - мало внимания со стороны взрослых. Не хватает ласки и тепла, нет контакта, нет «обнимашек». Это повод для нас серьезно обратить внимание не на ребенка, а на себя. Не ушли ли мы от них, не создали ли вокруг себя крепкий круг любимчиков и подхалимчиков (на самом деле громадная проблема в больших коллективах). О порочности, передаваемой по наследству, сказать ничего не могу, так как большее число пораженных этим грехом, все-таки приобрело его в раннем детстве из-за желания просто пить, есть, иметь игрушки.
Исходя из общепринятого определения, что к пятому классу, а вернее к возрасту 11-12 лет ребенок меняет свои нравственные ориентиры с родителей на одноклассников, авторитет которых становится почти непререкаемым по сравнению с отеческим и материнским, мы с уверенностью можем сказать, что и вообще авторитет старшего поколения временно уходит в никуда, года на три-четыре, в самом скверном варианте - надолго. А каждому подростку очень хочется показать и доказать свою крутизну и взрослость, право на уважение в среде таких же и даже более старших. Что является авторитетом в наши дни в обществе - деньги. Также, только с утроенной остротой, доказывается авторитет и в детско-подростковой среде. Утащить их и хвастать перед товарищами! А где? В первую очередь дома, если таковой наличествует у ребенка. Или в месте компактного проживания - интернат, детский дом, приют, корпус. А больница - это вообще - край непуганых клиентов с точки зрения попавшего туда самостоятельного человечка. Вот поэтому то и не любят принимать в обычных больницах нашего брата-воспитанника учреждения врачи. Они на своем опыте убеждаются что, все - от телефона до серег и колец, от стетоскопа и пробирки до любого блестящего предмета может быть объектом пристального внимания воришек. И найти и вернуть потом все это очень сложно. Жаль всегда наших врачей и медсестер. Но и их поведение в случаях угрозы жизни детям вызывает праведный гнев. А что поделаешь - они уже научены своим горьким опытом.
Надо понять, что как и со всеми остальными грехами рода человеческого, с воровством ситуация точно такая же - сперва - попробовать, затем, если не заметили - повторить, а там и привычка сложилась и первые поползновения становятся азартным пристрастием, привычкой греховной и пагубной.
Что делать? Не провоцировать! Не класть деньги и все имеющее к ним отношение на виду и в месте открытого доступа. Это соблазн. Следить за собой. При совершении и изобличении - опять спокойная без истерик реакция. Конечно - не бить или оскорблять. Разговор может быть долгий и «нудный» с точки зрения «преступника». Но надо выяснить причину и повод, который мы сами порой даем. И самый лучший вариант - подвести его к самостоятельному выбору наказания для себя. А мы, мы всегда виноваты в любых детских прегрешениях!
Адаптация к школе
С момента возникновения Детского корпуса встал вопрос, который волнует всех родителей перед началом года - адаптация к школе.
Действительно, в нашем случае это не только семилетки-восьмилетки, но частенько и дети более старшего возраста, вовремя не вступившие на школьную стезю по вполне понятным причинам и потерявшие в результате этого год-два жизни. Так сказать «перестарки». То, что это стрессовая ситуация, понятно всем. Но здесь добавляется еще и практический анархизм, полная анархия, отсутствие всякой дисциплины, «я» - на первом месте, озлобленность и затравленность, эгоизм максимальной степени.
Стоит отметить некоторые особенности, которые мы поняли, изучили и смогли им противоборствовать за эти годы.
Летнее время для всех детей - это почти полная потеря дисциплины, трагическое и часто долго невосполнимое нарушение режима дня (так нелюбимого детьми, но так им необходимого). Здесь несколько рецептов. Заранее - в августе начать укладывать детей пораньше, чем это диктуется режимом школьника на полчаса.
Сразу после ужина - никаких быстрых, активных игр. Тем более - категорически нельзя «беситься» (любимая формулировка самих участников). Здесь очень важен контроль со стороны взрослых. Идет время вечерней молитвы, Крестного хода, вечернего туалета, тихих бесед с воспитателем (причем ребенок уже лежит в кровати под одеялом). Чтение на ночь сказки или адаптированного жития святого - тоже хорошо. Мы часто используем аудиозаписи - постановки, сказки, жития, классика. Все это утихомиривает душу. Успокаивает тело, усыпляет разум.
Бывает, кому-то необходима тактильная ласка, легкий массаж спины, просто погладить по головке, подоткнуть одеяло, посидеть на кровати пару минут. Создается особая атмосфера семьи и материнства. Ребенок засыпает.
В зимний период, а также в период ОРЗ и гриппозных эпидемий, когда могут заболеть почти все дети - мы используем питье на ночь успокаивающего и оздоравливающего смешения - теплого молока и меда в средней пропорции. Эффект положительный и чудодейственный.
В последнее время новая беда - смартфоны. Воспитанник с ним может не расставаться не только в классе, в туалете, но и тащит за собой в кровать. Это категорически неприемлемо. По медицинским показателям - опасно, так как подсветка экрана уничтожает выработку «гормона сна» - мелатонина. Возбуждение у ребенка не стихает, а уж спокойствие в спальне никак не возникает - все рядом лежащие начинают обсуждать, играть, возмущаться, шептаться - короче - режим и спокойствие нарушены.
Пошел в школу наш первоклассник. И начинаются проявления кризиса - сонливость или возбудимость, нервный тик, обидчивость и плаксивость, утомляемость. Неправильная реакция - крик, шум, наказание, поучения, и прочая «уголовно-процессуальная активность». А верная - радость возвращения ребенка к себе, в наш корпус, к любящим людям и любимым игрушкам, расспросы только благожелательные, только похвалы и поддержки, угощения за какие-то с нашей точки зрения минимальные заслуги, но для него это - подвиги. Часто старшие ребята, прошедшие это, начинают рассказывать как первоклашка - качался на стуле, залез под парту, шумел на уроке, не застегнулся не как положено. Тут важно перехватить инициативу - пропустить неполадки, объяснить их и самому первоклашке и старшим детям, вычленить из происшедшего хоть малейшее достижение и похвалить нашего начинающего ученика-«мученика». Тогда загораются глаза, начинаются полуфантастические рассказики о том, что было в школе и как завтра будет еще лучше и каких высот достигнет малыш сам (но мы-то знаем - при нашей поддержке, внимании и помощи)!
Тема жизни и воспитания в Детском корпусе НИКИТА многогранна и трудно вмещаема в «пишимые книги». Опыт каждого дня, жизнь, труд и смерть воспитателей, уход и приход новых воспитанников, разнообразные трагедии их судеб, наша реакция - верная и не совсем, время года, заболевания, характера - все это знает один Господь, а мы смиренно пытаемся исполнить понимаемый нами христианский долг. И помоги нам в этом, Господи!
Игумен Амвросий (Шевчук). По докладу на собрании социального отдела Московской епархии ноябрь 2015 года